Переход на электромобили часто преподносится как решение экологических проблем, связанных с транспортом. Однако это не избавляет нас от всех вредных выбросов, которые сопровождают эксплуатацию автомобилей. В то время как выхлопные трубы электрокаров остаются чистыми, их тормозные системы продолжают выделять опасные частицы, которые пока никак не регулируются.
Многие считают электромобили главным оружием в борьбе с изменением климата и загрязнением воздуха. Но, как показывает новое исследование, они не так безобидны, как кажется. Тормозная пыль, которая образуется при работе как электромобилей, так и машин с ДВС, может быть токсичнее, чем выхлопы дизельных двигателей. Ученые утверждают, что вдыхание таких частиц сравнимо с тем, как если бы вы вдохнули полную грудь угольной пыли.
Электромобили: тяжелее — значит опаснее?
Хотя электромобили активно используют рекуперативное торможение, которое снижает нагрузку на традиционные тормозные системы, они всё равно производят значительное количество пыли. Причина — их вес. Электрокары, как правило, тяжелее своих бензиновых и дизельных аналогов, что увеличивает износ тормозных колодок и шин. Каждая остановка такого автомобиля приводит к выбросу большего количества микрочастиц в воздух.
Тормозная пыль: невидимый враг
Исследователи из Саутгемптонского университета (Великобритания) изучили влияние тормозной пыли на здоровье человека. Они протестировали несколько типов тормозных колодок: с низким содержанием металла, полуметаллические, органические и керамические. Результаты оказались неожиданными: органические колодки, которые считаются более экологичными, вызвали наибольшее воспаление в лёгких. Они оказались даже токсичнее, чем выхлопы дизельного двигателя.
Такие колодки широко используются в США благодаря их доступности, долговечности и низкому уровню шума. Однако их состав, включающий медные волокна, которые заменили асбест, оказался опасным для здоровья. Медная пыль связывают с развитием рака, астмы и других хронических заболеваний лёгких.
Регулирование: шаги вперёд, но слишком медленные
В некоторых штатах США, таких как Калифорния и Вашингтон, уже приняты законы, ограничивающие содержание меди в тормозных колодках. Однако эти меры в первую очередь направлены на защиту водных экосистем, а не здоровья людей. В Европе с 2026 года вступят в силу нормы Евро-7, которые начнут регулировать выбросы тормозной пыли, но они коснутся только новых автомобилей, а не уже существующих.
Пока что в мире практически отсутствуют нормативы, регулирующие невыхлопные выбросы транспортных средств, включая износ шин, который также является значительным источником загрязнения. Электромобили, несмотря на свои преимущества, не решают эту проблему полностью. Их вес и использование фрикционных тормозов делают их источником тормозной пыли и микрочастиц от шин.
Что дальше?
Очевидно, что переход на электромобили — это лишь часть решения. Чтобы действительно снизить вредное воздействие транспорта на окружающую среду и здоровье людей, необходимо разработать новые стандарты для тормозных систем и шин, а также инвестировать в технологии, которые минимизируют образование пыли. Пока что тормозная пыль остаётся скрытой угрозой, о которой стоит задуматься уже сегодня.