Команда Porsche Engineering активно внедряет сложные алгоритмы с использованием ИИ, чтобы повысить надежность систем помощи водителю. Некоторые детали о новых технологиях компании уже стали известны.
Зачем это нужно Porsche? Практические примеры
Разрабатываемая система искусственного интеллекта, как показали предварительные тесты, способна успешно идентифицировать нестандартные объекты и ситуации на дороге. Например, она корректно распознает грузовик с открытой платформой, перевозящий автомобиль задним ходом (см. фото). Такие объекты обычные системы могут ошибочно интерпретировать как машину, движущуюся в неправильном направлении.
Главное преимущество такого подхода заключается в том, что, выявляя пробелы в «знаниях» автомобиля (основанных на данных, собранных с помощью датчиков и камер), продвинутые системы помощи водителю (ADAS) могут быть настроены на более точную, надежную и безопасную работу.
Как это работает? Принцип действия
Для анализа маловероятных, но возможных дорожных ситуаций исследователи использовали нейронную сеть, известную как «вариационный автоэнкодер» (VAE). Эта технология играет роль своеобразной «воронки», которая помогает программной модели лучше понимать редкие или нестандартные сценарии. Например, VAE способен распознавать перевозку крупногабаритных грузов или транспортных средств на автовозах, а также учитывать аномалии, вызванные погодными условиями.
VAE обрабатывает собранные данные, сжимая их до более простых и понятных для системы значений. Это позволяет выявлять закономерности, которые можно визуализировать в виде графиков, что значительно упрощает анализ и улучшает реакцию систем на неожиданные ситуации.
Проанализировав множество сценариев и тысячи миль дорожных данных всего за несколько минут, система строит график, который затем оценивается с помощью искусственного интеллекта (ИИ). Алгоритм игнорирует типичные кластеры данных (то есть часто встречающиеся ситуации) и фокусируется на редких, единичных точках, которые представляют собой нестандартные или маловероятные дорожные инциденты.
Первые результаты Porsche
Система уже продемонстрировала свою эффективность, успешно распознавая и корректно интерпретируя множество необычных ситуаций. Например, во время испытаний Porsche в скандинавских странах, где заснеженные обочины часто ошибочно воспринимаются стандартными системами как дорожная разметка, а также где водители нередко сталкиваются с дикими животными на дорогах, новая технология показала себя с лучшей стороны.
Важно отметить, что такие нестандартные ситуации невозможно выявить вручную, анализируя огромные объемы данных с датчиков и камер. Человек просто не способен обработать весь массив видеоматериалов, числовых, текстовых и графических данных. Однако система VAE, основанная на нейронных сетях, справляется с этой задачей быстро и эффективно, обеспечивая более точное понимание редких дорожных сценариев.
Что дальше?
Исследователи из Porsche подчеркивают, что это не первый случай применения вариационного автоэнкодера (VAE) в автомобилях. Ранее подобные технологии уже использовались, например, в системах распознавания лиц, которые анализируют состояние пассажиров, отслеживая изменения позы, жизненные показатели и уровень сонливости. Однако впервые VAE на базе искусственного интеллекта применяется автопроизводителем именно для усовершенствования систем помощи водителю (ADAS). В этом и заключается ключевая особенность нового решения.
На данный момент команда Porsche работает с записанными данными, которые хранятся в облаке. В будущем разработчики планируют настроить системы ADAS таким образом, чтобы они могли оперативно и эффективно реагировать на нестандартные дорожные ситуации в режиме реального времени, предотвращая потенциальные аварии.