55 лет истории: от ВАЗ-2101 до Лады Искры
Ровно 55 лет назад, 19 апреля 1970 года, в Тольятти началось серийное производство автомобилей. В тот день, несмотря на выходной, с конвейера сошли первые шесть ВАЗ-2101. Сегодня к этой дате приурочен важный этап в истории АВТОВАЗа — старт выпуска новой модели Лада Искра. Если раньше публике демонстрировали только седан, то теперь раскрыто всё семейство, включая универсал SW и его кросс-версию.
От концепции к реальности: долгий путь Искры

Разработка автомобиля под кодовым названием XJO началась ещё в 2015 году, когда на конвейер только встали Веста и XRAY. Изначально проект задумывался как бюджетная замена Гранте, основанная на платформе CMF-B альянса Renault-Nissan-Mitsubishi. Однако после ухода Renault из России в 2022 году АВТОВАЗ столкнулся с дефицитом комплектующих, и Искру пришлось перерабатывать. В итоге премьера седана состоялась лишь летом 2024-го, а серийное производство началось только сейчас.
Несмотря на изменения, внешний дизайн остался близок к первоначальной задумке. Основные доработки коснулись технической части — агрегатов, электроники и узлов. По словам производителя, уровень локализации превышает 90%. Платформа CMF-B сохранена, но большинство компонентов заменено: оставшиеся 10% импортируются из Китая, а некоторые детали унифицированы с Вестой. Единственная общая деталь с Logan III поколения — лобовое стекло, всё остальное — собственные разработки.
Где место Искры в модельном ряду?

Новая модель не заменит Гранту, а займёт промежуточное положение между ней и Вестой. Например, колесная база Искры — 2603 мм (у Гранты — 2476 мм, у Весты — 2635 мм). Габариты седана:
- Длина — 4333 мм
- Ширина — 1777 мм
- Высота — 1517 мм

Подвеска — McPherson спереди и полузависимая балка сзади. В базе — барабанные тормоза и колёса 15/16 дюймов. Бензобак вмещает 55 литров.
Универсал и кросс-версия: что нового?

Лада Искра SW отличается от седана лишь высотой (1507 мм) и увеличенной снаряжённой массой (от 1149 кг). Объём багажника под полкой — 480 литров (против 500 у седана). В комплектации предусмотрен складной коврик, защищающий сиденья при трансформации салона.

Кросс-версия SW Кросс получила пластиковый обвес, увеличивающий длину до 4342 мм и ширину до 1785 мм. Дорожный просвет вырос до 200 мм, на крыше появились рейлинги, а снаряжённая масса стартует от 1214 кг.
Двигатели и трансмиссии

Под капотом — знакомые 1,6-литровые моторы с адаптацией под новую платформу:
- 8-клапанный (90 л.с., 143 Н·м) — в паре с 5-ступенчатой механикой.
- 16-клапанный (106 л.с., 148 Н·м) — с 6-ступенчатой МКПП или вариатором (китайская WLY, как у Весты).
Кросс-универсал доступен только с 16-клапанным двигателем.
Интерьер и безопасность

В топовой комплектации — медиасистема, климат-контроль, подогрев сидений и лобового стекла, камера заднего вида. Базовая версия скромнее, но даже в ней есть две подушки безопасности, ABS, ESP и регулируемая рулевая колонка.

Интересные детали:
- Первый среди Лад механизм открытия лючка бензобака из салона.
- Датчик уровня омывающей жидкости.
- Варианты обивки — от строгой чёрно-серой до контрастной с декоративной строчкой.

АВТОВАЗ заявляет, что Искра сможет получить 4 звезды в рейтинге ARCAP (как Веста).

Цены и планы продаж
Официальные цены пока не объявлены, но ожидается, что базовый седан будет стоить 1,2–1,3 млн рублей. Годовой план производства — до 150 тысяч машин, но итоговые цифры зависят от спроса. Для сравнения: в 2023 году продажи Гранты составили 201 тысячу экземпляров, а Весты — 123 тысячи.

Выход на рынок запланирован на лето 2025 года. Покажет ли Искра такие же высокие продажи, как её предшественники? Время покажет.